среда, 12 августа 2020 г.

СССР и становление постиндустриального общества на Западе - НТП в сельском хозяйстве

 Бокарев Ю.П. СССР и становление постиндустриального общества на Западе, 1970-1980-е годы / Ю.П. Бокарев ; ИРИ РАН. - М. : Наука, 2007. - 381 с. - ISBN 5-02-035261-6 (в пер.).

Еще земские статистики разделили европейскую часть России на производящую (черноземную) и потребляющую (нечерноземную) полосы. В первой хлеб производился в избытке и вывозился в другие регионы. Во второй производство хлеба было недостаточным, и он ввозился из производящей полосы. Зато в потребляющей полосе была развита промышленность и непродовольственные товары вывозились оттуда в производящую полосу. Такое естественное межрегиональное разделение труда сохранялось и в 1920-е годы. Оно объяснялось почвенно-климатическими факторами.

Теоретики полагали, что опыт отдельных колхозов и совхозов, которые благодаря применению минеральных удобрений получали по 30—40 ц зерна и по 250-300 ц картофеля с гектара был доказательством того, что это выполнимо в масштабах всего Нечерноземья. Среднегодовая урожайность за 1971-1973 гг. составила по зерну 13 ц, по картофелю - 116 ц с гектара. При этом большое число хозяйств получало урожай даже намного ниже этого. Например, в 1973 г. урожай зерна до 10 ц с гектара получили 2869 хозяйств, или 30% общего числа колхозов и совхозов. Урожай картофеля до 75 ц получили 1596 хозяйств, или 17%. Четвертая часть колхозов и совхозов получала надой молока от коровы, не превышающий 2 тыс. кг в год. Эти данные свидетельствовали о низком уровне сельскохозяйственного производства.


предполагалось повысить продуктивность каждого гектара земли, увеличить урожайность. Для этого планировалось: 1) устранить мелкоконтурность земельных массивов, что в настоящее время столь характерно для этой зоны. Значительная часть пахотных земель, например, в Новгородской, Псковской, Вологодской и других областях, - это участки размером 2-2,5 га. На небольших земельных участках нельзя было добиться эффективного использования современной техники и высокой производительности труда;  2) избавиться от заболоченности и переувлажнения полей, что снижало урожайность и не позволяло технике своевременно выехать на поля; 3) большинство земель в Нечерноземной зоне имело повышенную кислотность. Чтобы вырастить высокий урожай на этих почвах, нужно было вносить известь. Удобрения давали высокую отдачу только в том случае, если поля произвесткованы. Все это в полной мере относилось и к естественным кормовым угодьям. Предполагалось, что мелиорация позволит создавать крупные массивы земель, концентрировать производство, высокопроизводительно использовать машинную технику, сокращать сроки проведения полевых работ, внедрять прогрессивные технологии и индустриальные методы, добиваться высокого эффекта от применения минеральных удобрений. Мелиорацию всех сельскохозяйственных угодий было предусмотрено завершить полностью к 1990 г. За этот срок предстояло выполнить работы по осушению земель на площади 9-10 млн га, в том числе закрытым дренажем - 7-8 млн га. О грандиозности замысла свидетельствовало то обстоятельство, что в целом по СССР в 1973 г. в колхозах и совхозах имелось всего 9 млн га осушенных сельхозугодий, из них закрытым дренажем — 4,7 млн га. Агротехнические работы было намечено провести на площади 8-10 млн га, а известкование - по 5 млн га в год. Среди мер по мелиорации земель предусматривалось также строительство инженерных оросительных систем для производства овощей вокруг крупных городов и промышленных центров, создание орошаемых культурных пастбищ.

 Средства, которые государство выделяло на мелиорацию, предполагалось не распределять по всем колхозам и совхозам, а концентрировать в немногих хозяйствах, где намечалось построить инженерные сооружения на 30-50 лет службы. После завершения строительства в одних совхозах и колхозах выбирались другие, куда передавались капиталовложения. Для этого надо было обеспечить ввод объектов в один, максимум, в два года. В действительности сроки затягивались и планы строительства в дожидавшихся своей очереди совхозах и колхозах срывались. Проведение мелиоративных работ в Нечерноземной зоне было поручено Министерству мелиорации и водного хозяйства СССР, возглавляемому Е.Е. Алексеевским. Предполагалось, что мелиоративное строительство будет производиться на инженерной и агротехнической основе, выполняться по заранее утвержденным проектам, с соблюдением технологии работ. Формально в большинстве случаев так и было. Но ученых подводило слабое знание экосистем. В результате осушение не только не освободило значительные земельные площади для сельского хозяйства, но и привело в негодность те, что располагались вблизи осушаемых болот.

 Другим направлением было создание базы химической промышленности. Постановлением предусматривалось поставить за пятилетие колхозам и совхозам Нечерноземья 120 млн т минеральных удобрений. Это почти вдвое превышало то, что было предусмотрено планом на 9-ю пятилетку. Кроме того, предстояло внести в почву свыше 100 млн т извести. Эти объемы сами по себе уже характеризуют тот размах работ, который нужно было придать делу химизации. Для хранения удобрений и извести требовались склады, для перевозки - транспортные средства, для внесения извести в почву - высокопроизводительные машины. Предполагалось использовать для химизации межхозяйственное кооперирование. В некоторых социалистических странах всю службу химизации несли так называемые агрохимцентры. Это были специализированные организации, которые по договорам с хозяйствами выполняли работы по приемке, доставке, хранению, внесению в почву удобрений, известкованию, приготовлению тукосмесей, проводили химическую защиту растений, обслуживание сельскохозяйственной авиацией, т.е. проводили весь комплекс работ по химизации. Постановлением предусматривалось создать в 1974-1977 гг. в Нечерноземной зоне РСФСР сеть таких агрохимцентров. Для этого предполагалось привлечь средства колхозов, совхозов, а также "Сельхозтехники". Постановлением предусматривалась

Нечерноземная зона была родиной романовской овцы. Уникальные, непревзойденные качества этой породы имели мировую известность. Однако положение с развитием овцеводства за годы советской власти ухудшилось. В Архангельской, Пермской областях, в Карелии овцеводство практически перестало существовать. В других областях оно резко сократилось. Исключением была только Марийская АССР. В республике было создано крупное государственно-колхозное объединение по производству и переработке продукции романовского овцеводства.

 Небольшая по территории Марийская автономная республика была единственным в Нечерноземной зоне регионом, где агропромышленная интеграция получила широкое распространение. В 1968 г. в этой республике в расчете на одну ферму приходилось менее 100 коров, около 200 свиней и 250 овец. В колхозах и совхозах были ярко выражены черты многоотраслевого, раздробленного производства. С 1969 г. в республике развернулась целенаправленная работа по агропромышленной интеграции. На межхозяйственной основе было построено 89 специализированных животноводческих комплексов, десятки межколхозных комбикормовых заводов, предприятий по производству гранулированных кормов, белково-витаминных добавок и кормовых дрожжей. Введено 11 тыс. га орошаемых культурных пастбищ. За пятилетие в республике производство мяса возросло на 63%, молока - на 43%, шерсти - на 30% и яиц - в 2,5 раза. Надой молока на одну корову превысил 3 тыс. кг. Резко поднялись рентабельность производства и производительность труда.

в СССР автоматизация и механизация сельского хозяйства находилась на существенно более низком уровне. Простейшие устройства для механического доения коров, так и не получив широкого распространения, считались вершиной сельскохозяйственной научно-технической мысли. Вместе с тем господствовавшие в СССР крупные сельскохозяйственные предприятия открывали широкие возможности для модернизации аграрного сектора путем внедрения в него машинных форм производства и промышленной переработки сырья. Идея слияния сельскохозяйственного и промышленного производства в рамках единого производственного цикла была одной из важнейших в марксизме.


Старейшим из них было "Абрау-Дюрсо" (позже переименованное в "Кубаньвино"), созданное в 1945 г. Его составили 11 виноградарских совхозов, 40 винодельческих и спиртовых заводов, химическая лаборатория и контора по снабжению и сбыту. Следующим по времени образования было объединение "Халкабад" в Узбекистане, появившееся в 1962 г. В него вошли садоводческие совхозы и колхозы долины Боз-Су, винный и консервный заводы в г. Янгиюль и фирменные магазины в Москве, Ташкенте, крупных городах Урала и Сибири. В 1964 г. в Азербайджане было создано третье агропромышленное объединение по овощеводству и плодоводству, состоявшее из 161 совхоза, 10 консервных заводов и 7 чаеразвесочных фабрик. Только с середины 1960-х годов агропромышленной интеграции стали придавать серьезное значение.

 Благодаря поддержке Бодюла в Кишиневе сформировалась научная школа по изучению агропромышленной интеграции. При нем Молдавия вышла в лидеры по числу высокопроизводительных совхоз-заводов и удерживала это место вплоть до искусственного свертывания процесса.

большинство агропромышленных предприятий создавалось на базе совхозов, подчиненных Министерству пищевой промышленности. Только в 1982 г. в связи с решениями майского (1982 г.) Пленума ЦК КПСС об образовании во всех районах, областях, краях и автономных республиках страны новых органов управления сельским хозяйством - агропромышленных объединений - было разработано "Типовое положение о районном агропромышленном объединении". Районное агропромышленное объединение (РАПО) являлось территориальным межотраслевым организационно-экономическим и производственно-хозяйственным формированием административного района. Руководство РАПО осуществлял совет объединения, который утверждался на сессии районного Совета народных депутатов по представлению его исполнительного комитета. Совет был (в пределах его компетенции) органом государственного управления по отношению к предприятиям и организациям, включенным в состав объединения. Он осуществлял в пределах компетенции государственное руководство вошедшими в объединение хозяйствами. Особое значение для модернизации сельского хозяйства имели совхозы-заводы. 


В начале 1970-х годов ростовские и северокавказские совхозы-заводы буквально завалили городские прилавки консервированными овощами. На Украине 91 совхоз-завод в 1971 г. производил 41,6% всей винодельческой продукции республики.

Против агропромышленной интеграции выступили историки-аграрники, писатели-почвенники и некоторые журналисты. На пороге постиндустриальной революции их патриархальные выступления в пользу "чувства хозяина" казались страшным анахронизмом. Еще удивительней было то, что статьи против агропромышленной интеграции свободно публиковались на страницах советской партийной печати, нетерпимой к любому инакомыслию. А содержание этих статей прямо противоречило одному из основных догматов коммунистического вероучения о "стирании граней между городом и деревней".

Через Политбюро, например, было проведено постановление против чрезмерного гигантизма в агропромышленном движении. У совхозов-заводов отобрали магазины, а заодно и транспорт.

Третья линия атаки была связана с декларированием того тезиса, что агропромышленная интеграция в СССР уже завершена и потому ничего больше строить не нужно. В этом плане весьма показательны готовившийся в середине 1970-х годов проект новой Конституции, ход ее обсуждения и сама Конституция СССР, принятая в октябре 1977 г. Во всех документах утверждалось, что экономика страны представляет собой ''единый аграрно-промышленный комплекс". После назначения в 1980 г. М.С. Горбачева секретарем ЦК по сельскому хозяйству агропромышленная интеграция стала сворачиваться. И.И. Бодюл был переведен на работу в Москву, после чего против него было возбуждено уголовное дело по обвинению в коррупции (в этом можно было обвинить любого секретаря ЦК республиканской компартии).

Комментариев нет:

Отправить комментарий